В зависимости от решаемой задачи (технического состояния автомобиля, условий эксплуатации и ожидаемых результатов) российской компанией «Автохимпроект» предлагается ряд эксклюзивных технологий безразборного сервиса, в том числе в процессе непрекращающейся эксплуатации, с применением препаратов, выпускаемых под маркой FENOM.
Безразборный технический сервис – комплекс мероприятий технического обслуживания и ремонта узлов и механизмов без проведения разборочно-сборочных операций в процессе непрерывной эксплуатации с применением химических препаратов.
Безразборный технический сервис в зависимости от задач может включать операции обкатки, диагностики, профилактики (сезонной подготовки), химического тюнинга (специальная обработка двигателя химическими препаратами в целях снижения механических потерь на трение и повышения мощности двигателя), очистки и восстановления как отдельных соединений, так и агрегатов в целом.
Основными результатами исследований по данному научно-практическому направлению нужно считать следующее:
- Увеличение ресурса двигателей, коробок передач, задних мостов и гидроагрегатов автотракторной техники в 1,5–2 раза.
- Повышение эффективной мощности двигателей на 10–15 % за счет снижения потерь на трение и восстановления узлов и механизмов путем компенсации их износа ремонтно-восстановительными препаратами.
- Уменьшение расхода топлива на 5–7 % за счет улучшения рабочих параметров топливной аппаратуры и цилиндропоршневой группы, а также каталитического воздействия препаратов на процесс сгорания топлива.
- Сокращение расхода моторных и трансмиссионных масел на 15–20 % за счет уменьшения их срабатываемости на поверхностях трения.
- Снижение динамических нагрузок, вибрации и шума при работе агрегатов трансмиссии на 2–5 децибел за счет уменьшения зазоров в высоконагруженных соединениях зубчатых и шлицевых передач.
- Сокращение продолжительности послеремонтной обкатки агрегатов в 1,5 раза с одновременным повышением качества приработки соединений.
- Уменьшение на 15–25 % дымности и до 2 раз выбросов вредных веществ (СО, СН) в отработавших газах двигателей автотракторной техники.
- Уменьшение расхода денежных средств и трудозатрат на техническое обслуживание, ремонт и эксплуатацию сельскохозяйственной техники.
- Сокращение потерь от снижения времени простоя техники и т. д.
Из трибологии (науки о трении, изнашивании и смазке) известно, что весь процесс (цикл) изнашивания детали, как и вообще функционирования соединения или машины в целом между капитальными ремонтами, можно разделить во времени на три характерных этапа (периода):
- приработка изделия;
- нормативная работа (установившийся процесс изнашивания);
- аварийная эксплуатация (катастрофическое изнашивание).
Применение многофункционального кондиционера Fenom и других препаратов компании «Автохимпроект» позволяет восстановить ряд показателей обработанного объекта и тем самым повысить (продлить) его межремонтный ресурс (см. рисунок ниже).
Межремонтный цикл эксплуатации техники в условиях применения
многофункционального кондиционера Fenom:
Wотк — показатели наступления неработоспособного состояния (отказа) объекта;
Wв — показатели объекта после безразборного восстановления;
Тв — точка безразборного восстановления; Тр — межремонтный ресурс объекта
в обычных условиях эксплуатации; Трв — межремонтный ресурс объекта после
применения многофункционального кондиционера Fenom
Ниже приведены некоторые общие рекомендации к применению препаратов марки Fenom для безразборного восстановления работоспособности автомобильного двигателя.
Первый этап. Оценка технического состояния двигателя
Диагностирование – один из важнейших элементов безразборного сервиса транспортных средств, которое включает определение технического состояния машины, выявление скрытых неисправностей в ее агрегатах и системах без их разборки и на основании полученных результатов обоснование того или иного способа воздействия (применения тех или иных ремонтно-восстановительных технологий).
В ходе диагностирования проверяется состояние свечей. Выявленные неисправные или вызывающие опасения свечи (с выгоранием или эрозией электродов, трещинами или разрушением изолятора), естественно, заменяются новыми.
Наиболее простым и доступным способом определения технического состояния цилиндропоршневой группы (ЦПГ) двигателя автомобиля является замер компрессии – максимального давления, развиваемого в цилиндре в конце такта сжатия.
Для того чтобы определить значение компрессии в автомобиле, необходимо приобрести компрессометр: марок МТП-1МБ, 179 УХЛ4, МТ-1, модели 88801 (для бензиновых двигателей) или модели КИ-5973 (для дизельных). Для бензиновых двигателей необходим компрессометр с пределами измерений компрессии К = 0…1,6 МПа, а для дизельных двигателей К = 0…4,0 МПа.
Нормативные значения компрессии представлены в таблице, при этом ее значения в разных цилиндрах не должны отличаться более чем на 0,1 МПа для бензиновых двигателей и 0,2 МПа для дизелей.
Нормативные значения компрессии для разного типа двигателей
Тип двигателя |
Величина компрессии (не менее), МПа |
||
номинальная |
допускаемая |
предельная |
|
Дизельный |
2,8…3,0 |
2,4 |
2,0 |
Бензиновый с применением «Аи-92» и выше |
1,0 |
0,9 |
0,8 |
Бензиновый с применением «Аи-80» |
0,8 |
0,7 |
0,65 |
В настоящее время некоторыми отечественными и зарубежными компаниями выпускаются специальные индикаторные тесты, предназначенные для проведения экспресс-исследований моторного масла, с помощью которых можно установить наличие в масле сажи, воды, топлива или антифриза.
Перед введением восстановителей в смазочные материалы необходимо также проверить состояние уплотнений восстанавливаемого агрегата, так как одним из главных условий длительной и надежной работы узлов автомобиля является исправное состояние уплотнительных устройств (прокладок) и различных защитных кожухов. Значительные потери масла (течи) могут привести к выносу части компонентов восстановителя и снижению ожидаемых результатов воздействия.
Второй этап. Очистка систем автомобиля
Провести очистку смазочной, топливной и охлаждающих систем специальными очистителями (рекомендуется применение очистителей марки Fenom), заменить воздушный, топливный и масляный фильтры на новые, а затем заправить свежим моторным маслом до нижнего уровня (по щупу – указателю уровня), оставив часть масла на приготовление композиции с восстановителем и последующий долив, а также заменить антифриз, если это необходимо.
Запрещается проводить очистку масляной системы двигателя автомобиля промывочными маслами, так как это ведет к снижению качества заливаемого затем моторного масла и снижению ресурса двигателя.
Третий этап. Подготовка и проведение обработки двигателя
Операции безразборного восстановления двигателей внутреннего сгорания ввиду достаточной простоты можно осуществлять как на автотранспортном предприятии, так и в обыкновенном гараже (на автостоянке) и даже в пути.
Перед введением препараты должны иметь температуру не ниже +20 °С для полного их удаления из упаковки и легкости введения. Категорически запрещается их подогрев на открытом огне, электроплитке и т. д. В этих целях их можно выдержать в теплом месте, под струей горячей воды или воздуха.
Непосредственно перед введением флакон (тубу, пузырек, канистру) с присадкой или добавкой необходимо тщательно встряхивать в течение 2–3 мин. и только затем ввести в двигатель или приготовленный заранее необходимый объем моторного масла. Не следует увеличивать рекомендуемую изготовителем дозировку вводимых препаратов, это может привести к прямо противоположным результатам. В остальных случаях следует руководствоваться прилагаемыми инструкциями предприятий-изготовителей.
Четвертый этап. Дальнейшая эксплуатация автомобиля
После введения препарата запустить двигатель и осуществить контрольный пробег на 10–15 км или оставить его в рабочем состоянии минимум на 30 мин. Обработанный автомобиль необходимо эксплуатировать для достижения более высоких технико-экономических показателей, так как оптимальные результаты от обработки достигаются к пробегу 1500 км. Поэтому, если интенсивная эксплуатация автомобиля зимой не планируется, лучше отложить безразборное восстановление на весну. После пробега 1500 км рекомендуется проведение повторной диагностики обработанного автомобиля в целях оценки эффективности применения препарата.
Препараты марки Fenom обладают определенным эффектом последействия, поэтому в зависимости от исходного состояния автомобиля они могут применяться как при каждой замене масла, так и через одну смену моторного масла.