В майском номере автомобильного журнала «5 колесо» под заголовком «Лить или не лить» вышла часть статьи «Когда масло присадкой не испортишь…» научного советника компании AGA, доктора технических наук, профессора В.И. Балабанова о проблемах применения автохимических препаратов (присадок и добавок к смазочным материалам) для повышения надежности и эффективности использования автомобильного транспорта.
Вокруг темы автомобильных масел до сих пор летает множество мифов и легенд. Казалось бы, технологии сейчас достигли небывалого уровня и любую гипотезу можно доказать или опровергнуть. Но в масляной теме по многим аспектам до сих пор нет единого мнения - скользкая тема, надо сказать. Именно поэтому мы с особым интересом выслушиваем мнения специалистов этой отрасли.
Сегодня коснемся темы добавления в систему смазки двигателя разного рода присадок. Высказаться на эту тему мы пригласили научного советника компании AGA, доктора технических наук профессора В. И. Балабанова.
- На земном шаре в эксплуатации находятся более 500 млн автомобилей старше 5 лет и с пробегом свыше 100 тыс. км. Даже при использовании современных смазочных материалов износ некоторых деталей их основных агрегатов уже достиг критического уровня, что не только снижает ресурс и увеличивает эксплуатационные расходы, но и, как правило, требует дорогостоящего ремонта.
Современные моторные масла представляют собой сбалансированный коллоидный раствор функциональных присадок (до 20 %) в базовой минеральной или синтетической основе, обеспечивающих вязкостно-температурные, противоизносные, защитные, антикоррозионные, диспергирующие, стабилизирующие, антиокислительные, противопенные, демпфирующие, противопиттинговые и другие свойства.
Производители подобрали их оптимальные соотношения, но по мере эксплуатации присадки срабатываются, масла стареют и по ряду показателей перестают удовлетворять требованиям и ожиданиям автомобилистов.
Даже высококачественные синтетические масла не полностью защищают двигатель от образования углеродистых отложений на внутренних полостях системы смазки. После использования низкокачественного топлива и моторного масла, при работе с прицепом или в зимний период, при переходе с «минералки» на «синтетику» и при простой замене масла большая часть отложений остается в двигателе, значительно снижая его эксплуатационные свойства. Во всех этих случаях, а также после покупки подержанного автомобиля с неизвестной историей следует обязательно проводить очистку систем двигателя специальными очистителями и промывками.
При незначительной течи масла целесообразно применять «стоп-течи», которые вводятся в моторное масло. За счет содержащихся в их составе поверхностно-активных веществ они быстро и надежно останавливают утечки, возникшие вследствие старения, износа и усадки уплотнений, восстанавливают их эластичность и размеры, продлевая срок службы.
Однако если строго следовать требованиям производителей масел, то заливать такие присадки нельзя, а нужно перебирать двигатель.
Чтобы автомобиль работал надежно и экономично, не следует дожидаться возникновения отказов, необходимо заранее позаботиться о профилактике износа, о предотвращении образования нагара, о возможности снижения расхода топлива за счет применения специальных присадок и добавок для безразборного технического сервиса. Как правило, это высокотехнологичные составы известных производителей с современной научно-технической базой, таких как компания Hi-Gear, разработанные на основе последних достижений науки и техники, в том числе нанотехнологий.
Применение их в соответствии с инструкцией, в зависимости от технического состояния и условий эксплуатации автомобиля, не ухудшает базовых характеристик используемого моторного масла, так как в большинстве случаев , они не вступают с ним в химическое взаимодействие, а используют моторное мало только как носитель.
В целях повышения межремонтного ресурса и мощности двигателя, снижения расхода топливно-смазочных материалов и вредных , выбросов при эксплуатации автомобиля разработаны и успешно применяются специальные присадки:
1. При номинальных значениях компрессии и небольшом пробеге автомобиля эффективны профилактические препараты «мягкого» действия, например кондиционеры металла.
2. При допускаемых параметрах компрессии и пробеге автомобиля более 100 000 км рекомендуется использовать рекондиционеры поверхности.
3. Если же компрессия близка к нижним предельным значениям, но более или менее равномерна во всех цилиндрах, следует применять ремонтно-восстановительные препараты, обеспечивающие образование защитных пленок и «лечение» микродефектов на поверхностях трения деталей.
Как видим, во всех этих случаях применение дополнительных присадок и добавок различного функционального назначения экономически и технологически необходимо. Не случайно ряд передовых фирм-производителей масел наряду с основной продукцией выпускают дополнительные препараты к своим топливно-смазочным материалам.
От редакции. Не будем скрывать, что некоторые высказывания показались нам крайне спорными. Стараясь быть максимально объективными, наша редакция дает возможность разным производителям изложить свою точку зрения. Надеемся, в следующих номерах журнала у специалистов и экспертов сферы нефтехимии появится иное мнение на эту тему.